Лихие кризисные

В условиях экономического кризиса следует дожидаться ухудшения криминальной обстановки в стране, заявил президент Медведев на коллегии МВД. Особое внимательность правоохранительным органам следует уделить проявлениям экстремизма. Не останутся без внимания и гастарбайтеры, а кроме того нерадивые банкиры, расходующие антикризисные средства не по назначению.


Дмитрий Медведев

Фото: kremlin.ru

О

т роста социальной напряженности «островку стабильности» никуда не деться. Девяностые-то , может быть, «лихие» и более того «проклятые», но в наступившем году стране придется сызнова встретиться с достаточно заметным ростом преступности. С таким неутешительным выводом выступил в эти дни на расширенной коллегии Министерства внутренних дел президент России . «Мы находимся в условиях влияния глобального кризиса, тот, что обостряет проблему безработицы и другие проблемы в социальной сфере, — отметил глава государства, — в таковой отрезок времени могут нарисоваться желающие поспекулировать на этой теме». «Нельзя предположить осложнения и без того непростой ситуации», — резюмировал он. С президентом согласился глава МВД , в свою очередность отметивший, что «финансово-экономический кризис целиком реально может спровоцировать не только нестандартные ситуации в обществе, но и капитально повлиять на состояние преступности».

И это притом что за крайний год правоохранительными органами как раз фиксировалось некоторое улучшение общей криминальной обстановки. Так, по словам того же Нургалиева, «в прошедшем году цифра преступлений снизилось на 10,4%, в том числе на 11% — по тяжким и особенно тяжким составам». Но если кончать стали меньше, то организованного бандитизма стало, наоборот, больше. Министр сообщил, что по сравнению с 2007 годом «рост преступлений, совершенных организованными группами или преступными сообществами, составил 5,1%». Всего в 2008 году органами внутренних дел раскрыто 36,6 тыс. подобных преступлений. «Серьезную угроза для общества представляют преступные группировки, вовлеченные в такие виды криминального промысла, как переброска нелегальных мигрантов, торговлишка оружием, контрабанда стратегических ресурсов и наркотических средств», — сказал Нургалиев.

Нелегальным мигрантам вообще правоохранительные органы должны будут уделить в ближайшее момент особое внимание. «Преступность посреди граждан, которые прибывают из ближайшего зарубежья, год от года растет, вечно растет, и в текущее время цифры весьма сложные», — признал Медведев. Цифры, и правда, неутешительные. Как уже сообщал прежде «Эксперт Online» со ссылкой на Следственный комитет Генпрокуратуры Москвы, в одной только столице в 2008 году приезжими было совершено возле 70% всех изнасилований. На 25% выросло число и самих изнасилований. Президент призвал МВД брать ситуацию с мигрантами «под своеобразный контроль».

Однако задача не только в таджиках, но и в тех, кто с ними пытается независимо бороться, в основном при помощи кулаков и бейсбольных бит. Дмитрий Медведев подчеркнул, что проявления экстремизма вызывают огромную тревогу. «В прошлом году даже на фоне общего снижения преступности численность таких деяний возросло на практике на треть», — заявил он. Для борьбы с подобными действиями в рамках МВД президентским указом уже создан особый департамент по противодействию экстремизму. Как рассказали «Эксперту Online» в пресс-службе министерства, на нынешний день на учете в нем состоит 302 «неформальных молодежных объединения». Это, впрочем, не только фашисты и скинхеды (и уж тем больше не «несогласные», которые наверное сочтут новое ведомство открытым супротив себя лично), но и другие организации. В обязанности департамента входит «мониторинг ситуации», а ещё профилактика проявлений экстремизма. Отдельным пунктом, по словам Медведева, должна сделаться баталия с проявлениями экстремизма на Северном Кавказе. Ситуация там по-прежнему не завсегда спокойная.

Обратил чуткость президент и на надобность общего усиления эффективности работы правоохранительных органов, в частности улучшение раскрываемости преступлений. В России в 2008 году было зарегистрировано 3,2 млн преступлений (из них 1,5 млн в сфере экономики), и при этом в 1,5 млн случаев виновные так и не были найдены. В том числе на свободе по-прежнему люди, за которыми числится примерно 2,3 тыс. убийств.

Государство не бесполезно обеспокоено ростом экстремистских настроений, соглашаются аналитики. «Экономический кризис больно ударил по благосостоянию российских граждан, а в особенности весьма — по рынку труда иностранной рабочей силы. Безработица (особенно на Северном Кавказе), резкое падение доходов, масштабная коррупция, отсутствие внятных перспектив (в первую очередь, в небольших городах с одним или двумя градообразующими предприятиями) — все это закладывает основу мощного социального взрыва в будущем», — говорит «Эксперту Online» эксперт ФГ «Калита-Финанс» . По его мнению, создание специализированных структур в рамках МВД по борьбе с экстремизмом, принятие закона о коррупции и меры по усилению мониторинга криминогенной обстановки в регионах при их должном проведении вправду помогут снизить угрозу национальной безопасности. «Однако в первую очередь правительству стоит сосредоточиться на борьбе с экономическими преступлениями: незаконной легализацией преступных доходов, теневыми схемами обналичивания денег, нецелевым расходованием бюджетных средств», — отмечает Вязовский. Эксперт подчеркивает, что должна, некогда всего, возрасти персональная ответственность первых лиц банков и тех, кто распределяет бюджет на местах.

Задачу контроля за расходованием бюджета и «антикризисных» денег президент перед милицией (а чуток раньше перед ФСБ) на коллегии поставил. За последнее пора милиция уже выявила рядом 100 тыс. преступлений при контроле за расходованием бюджетных средств, направляемых на поддержку финансового рынка, отчитался Нургалиев. Помимо того, в настоящее период МВД России совместно с Росфинмониторингом осуществляет проверку информации в отношении ряда коммерческих банков об использовании ими теневых схем.

Правда, в последнем случае у правоохранителей возникают трудности. Глава МВД признался, что его подчиненным сложно присматривать за тем, как банки распоряжаются антикризисной госпомощью, оттого что агрегат распределения и расходования этих денег непрозрачен. Отсутствие должного взаимодействия МВД с экономическими и контрольно-надзорными органами ведет к невозможности «оперативного получения информации о банках, которым выделяются средства, суммах траншей, целях и условиях их выделения, а значит, и дальнейшего отслеживания их движения», — пояснил Нургалиев.

Министр прав, заявил «Эксперту Online» аналитик ИК «Финам» . При этом госбанки, говорит он, «достаточно нетрудно контролировать в силу того, что они должны придерживаться стратегии своего основного акционера — государства». С частными банками, в свою очередь, немного сложнее. С одной стороны, ЦБ имеет полную информацию о них, причем в оперативном режиме, но вручить команду, скажем, к наращиванию кредитования реального сектора не может, так как стратегию своего развития и тактику поведения в текущих рыночных условиях эдакий банк определяет самостоятельно. «Для усиления влияния МВД нужна дополнительная инфа от ЦБ, на что министр и обратил внимание», — резюмирует Романов.