Созданная бывшим председателем биржи NASDAQ финансовая пирамида стоила инвесторам по всему миру рядом 50 млрд долларов
Бернард Мэдофф лгал клиентов долгие годы
Фото: AP
Известный нью-йоркский финансист сдался властям, признавшись в том, что организованный им инвестиционный коммерциал был ни чем иным, как гигантской финансовой пирамидой. По его оценкам, ее обрушение принесет вкладчикам 50 млрд долларов убытков. Если эти данные подтвердятся, «афера Мэдоффа» окажется самой крупной за всю историю инвестиционной пирамидой и одним из наиболее масштабных финансовых крахов. Напомним, что убытки инвесторов от краха энергетической компании Enron в 2001 году составили примерно 60 млрд долларов.
Семидесятилетний Бернард Мэдофф был легендой Уолл-стрит. Довольно сказать, что в 90−е годы он занимал пост председателя совета директоров нью-йоркской электронной биржи NASDAQ, в то пора главного центра сулившей небывалые перспективы «новой экономики».
Принадлежащая ему брокерская фирма Bernard L. Madoff Investment Securities до последнего времени занимала на Нью-Йоркской фондовой бирже 23−е местоположение посреди маркетмейкеров. Но главным делом жизни Мэдоффа был иной бизнес — инвестиционное консультирование и управление капиталами богатых клиентов. Основанный им хедж-фонд располагался особняком от брокерской конторы в том же манхэттенском небоскребе под названием Lipstick («Губная помада»), но на другом этаже.
Согласно данным, которые хедж-фонд Мэдоффа представлял в Комиссию по ценным бумагам США, он управлял активами на суму 17,1 млрд долларов и имел от 11 до 25 клиентов. Но, как ныне оказалось, масштабы этих операций были в три раза больше. Причина такого расхождения в цифрах в то время как неясна. Возможно, это объясняется тем, что Мэдофф энергично привлекал заемные средства; возможно, тем, что он не всецело декларировал свои сделки перед официальными инстанциями.
Как рассказывают клиенты, Мэдофф стал привлекать капиталы инвесторов ещё в 80−е годы, когда на фондовом рынке был продолжительный отрезок времени бума, прекратившийся только после этого краха на Уолл-стрит в 1987 году. Автономно от колебаний рынка Мэдофф десятилетиями неизменно выплачивал своим клиентам стабильный доход, тот, что в последние годы составлял возле 1% в месяц, или 10-12% в год. Такую стабильность финансист объяснял разработанной им самим стратегией инвестирования, в сущности, не отличавшейся от той, что практикуют большинство хедж-фондов. Больше детально открыть суть своей стратегии он отказывался, якобы потому, что не хотел делиться секретом успеха.
Конец наступил в начале нынешнего декабря. Мэдофф сообщил двум своим сыновьям, занимавшим крупные посты в семейной брокерской конторе, что единственный из крупных клиентов пожелал вывести из инвестиционного фонда наш доход — около 7 млрд долларов. Сквозь некоторое момент финансист объявил о желании досрочно выплатить сотрудникам своей компании годовые бонусы в размере 200-300 млн долларов. Позже этого Мэдофф признался сыновьям, что он на грани банкротства, что весь его инвестиционный бизнес — «одна большая ложь». Семейство связалось с адвокатом, тот известил ФБР и Комиссию по ценным бумагам. Мэдофф был арестован, но вскоре вышел под залог в 10 млн долларов, обеспеченный его квартирой на Манхэттене.
В ходе следствия выяснилось, что проценты «старым» вкладчикам Мэдофф выплачивал не за счет прибыли от инвестиций, а из взносов новых инвесторов, как это и принято в пирамиде. Самое удивительное, что среди обманутых Мэдоффом вкладчиков оказались люди крайне искушенные, добившиеся немалых успехов в финансовых делах. Большинство вкладчиков пирамиды составляли люди того же круга, что и сам Мэдофф. Это были преуспевающие и респектабельные бизнесмены, члены элитных загородных клубов, филантропы, жертвующие миллионы на благотворительные нужды. Многие из них были друзьями его семьи, партнерами по бизнесу, соседями на Лонг-Айленде , где у Мэдоффа есть загородный дом. Люди, имевшие занятие с Мэдоффом годами, приводили к нему друзей.
Среди частных инвесторов, очень пострадавших от крушения фонда Мэдоффа, — благотворительный фонд американского миллиардера Мортимера Цукермана, владельца крупных недвижимых активов, а кроме того газеты New York Daily News и журнала U.S. News & World Report. Понес потери ещё благотворительный Wunderkinder Foundation, основанный знаменитым режиссером Стивеном Спилбергом. Соответственно официальной отчетности, в 2006 году тот самый фонд получил около 70% своих доходов от инвестиций в фирму Мэдоффа.
Пострадали и крупные банки. Самый крупный в Европе по капитализации английский банк HSBC потерял около 1 млрд долларов. Потери второй по капитализации банковской группы Европы, испанской Santander, посредством входящий в нее инвестиционный фонд Optimal составляют 3,6 млрд долларов. Потеряли финансы также испанский BBVA, японский Nomura, французский Natixis, британский Royal Bank of Scotland.
Но хуже прямых потерь утрата доверия. Дебош кругом «аферы Мэдоффа» может сделаться серьезным ударом по доверию вкладчиков во всем мире, в первую очередность это касается индустрии хедж-фондов , под управлением которой, по некоторым оценкам, находятся активы в размере 1,5 трлн долларов.