Фото: jiunlimited.com/Russian Look
В
Тольятти совершено очередное правонарушение в отношении работников завода «Тольяттикаучук», входящего в нефтехимический холдинг «Сибур». На тот самый раз жертвой стал работник службы экономической безопасности предприятия Владимир Порохин. Его убили вчера в 20.30 мск по окончании спортивной тренировки в клубе «Кристалл». По словам свидетелей, когда он укладывал снаряжение в свойский автомобиль, припаркованный близ здания спорткомплекса, к нему подошел незнакомый юный дядя и произвел из пистолета два выстрела в упор. Следом этого правонарушитель скрылся в лесном массиве за спорткомплексом, а Владимир Порохин от полученных ран скончался на месте. По сообщению пресс-службы «Тольяттикаучука», конец Порохина совпала с рождением в его семье третьего ребенка.
На «Тольяттикаучуке» (ТК) не сомневаются, что это душегубство связано с исполнением Владимиром Порохиным своих служебных обязанностей. В службу экономической безопасности предприятия он пришел из органов внутренних дел Тольятти в августе 2007 года. Как отмечает пресс-служба ТК, Порохин всю дорогу отличался добросовестностью и неоднократно принимал участие в пресечении попыток хищений материальных ценностей как на «АвтоВАЗе», где он служил участковым инспектором, так и на «Тольяттикаучуке».
За последние три месяца это уже третья потерпевшая сторона посреди работников «Тольяттикаучука» — в конце декабря двое неизвестных избили технического директора производства сополимерных каучуков Александра Чурсина, а 12 января подвергся нападению его сослуживец — заместитель начальника одного из технологических цехов предприятия Максим Глушков. «Все нападения связаны с исполнением менеджерами предприятия своих профессиональных обязанностей. Работа безопасности «Тольяттикаучука», как и компании «Сибур», информирует правоохранительные органы, что на предприятие оказывается систематическое давление с целью установления контроля над товарно-сырьевыми потоками. Среди используемых методов давления и устрашения не только угрозы и физические расправы. Заинтересованные силы добиваются своих целей, пытаясь спровоцировать протестные настроения внутри трудового коллектива, притянуть под различными предлогами внеплановые проверки со стороны всевозможных контролирующих органов, распространяя о предприятии несоответствующую реальности информацию в определенных СМИ», — заявил на тот миг генеральный управляющий предприятия Сергей Полонянкин.
Убийство Порохина совсем отметает версии случайности происходящего и свидетельствует о том, что тутошний этнический криминалитет предпринял решительную попытку ещё раз воротить предприятие под наш контроль. «Тольяттикаучук» — одно из крупнейших химических предприятий страны, производящее синтетический каучук для резинотехнических изделий и жидкие углеводороды. Для криминальных структур заинтересованность представляет как каучуковая продукция завода, так и химические реагенты, которые могут быть использованы для производства, например, «левого» бензина. Основополагающий раз обстановка около предприятия обострилась до предела в 2005 году, и новому хозяину предприятия нефтехимическому холдингу «Сибур» пришлось прислать в Тольятти боевого полковника ФСБ Игоря Коршунова, тот, что возглавил службу безопасности завода. И все-таки в марте 2006 года он был расстрелян из автомата в санатории-профилактории «Волжские зори», а днем позже был убит и заместитель начальника ЧОП «Дельта-Волга» Лев Ульянов, чье предприятие в то момент охраняло «Тольяттикаучук». Весной 2007 года «Сибур» поменял руководство ТК и систему охраны предприятия. Генерального директора «Тольяттикаучука» Бориса Анисимова сменил на этом посту 46летний Сергей Полонянкин, командовавший до этого омским шинным предприятием «Сибура» и до прихода в нефтехимический холдинг делавший военную карьеру. Позже этого ситуация переместилась в плоскость общественно-административного противостояния, когда доля критически настроенных работников завода начала интенсивно стимулировать контрольные органы к повышенному административному надзору за деятельностью «Тольяттикаучука» с точки зрения экологии, охраны прав трудящихся, безопасности производства и т. д.
Очевидно, что теперешний всплеск угроз и физических расправ с работниками предприятия связан либо со сменой власти в «наезжающих» на ТК криминальных группировках, либо с ухудшением экономического положения «Тольяттикаучука» — последние четыре месяца предприятие выпускает без малого в четыре раза меньше синтетических каучуков, чем обычно, хотя фабрика жидких углеводородов работает стабильно. Что касается перспектив раскрытия убийства Владимира Порохина, то наши собеседники в Тольятти отнеслись к этому скептически — правоохранительные органы города за все это миг так и не смогли прозвать имена заказчиков и исполнителей предыдущих убийств и избиений работников завода и уж тем больше довести эти дела до суда. Изумительно в данной ситуации другое — беспомощность службы безопасности самого нефтехимического холдинга «Сибур», в состав которого входит тольяттинское предприятие.
Комментарий эксперта
Геннадий Федотов
представитель департамента корпоративных коммуникаций нефтехимического холдинга «Сибур»
Это уже не первое заказное смертоубийство сотрудников безопасности предприятия. В марте 2006 года был застрелен заместитель генерального директора по безопасности Игорь Коршунов. Тогда же до смерти был забит заместитель директора охранного предприятия, работающего на ООО «Тольяттикаучук», Лев Ульянов. Мемориальные доски установлены в холле заводоуправления. Неоднократным избиениям в эти годы подвергались руководители цехов и других подразделений предприятия. Последние факты — это нападения в декабре прошлого года на технического директора одного из основных производств Александра Чурсина и в январе нынешнего года на заместителя начальника цеха БК-6 Максима Глушкова. В течение уже двух с лишним лет со стороны криминала осуществляется беспрецедентное давление на предприятие и его работников с целью установления контроля над товарно-сырьевыми потоками. В этом процессе задействованы более того некоторые профсоюзы и газеты. При всем при том ни одно из возбужденных уголовных дел милицией и прокуратурой не раскрыто.